Война как она есть стр.228
отряд тронулся вперед. Это стоило больших усилий, пото-му что тяга у нас смешанная, снарядов маловато, маши¬ны не все на ходу. Пришлось несколько пушек взять прямо в кузова, а гаубицы — на крюк. Долго собирали и вооружали автоматами пехоту; из всего 846-го сп на¬брали до роты. Возглавляет ее боевой офицер старший лейтенант Меркулов.
14.0. Передовой отряд двигается пока беспрепят¬ственно. Ни врага, ни своих нет. Ни справа, ни слева. Так как дорога местами разрушена, стараемся ехать просе¬лочными… Пока спокойно, спешу записать впечатления о встрече с генералом Кошевым. Меня она очень вооду¬шевила. А было дело вот как.
Когда зашла речь о создании передового отряда и я воскликнул, что это было бы здорово, командир корпуса повернулся ко мне и спросил, на каких фронтах я воевал и в каких должностях. «Вы-то еще молоды»,— задумчиво добавил он. Я кратко, буквально в трех-четырех фразах, рассказал.
Когда генерал услыхал, что в 1941—1942 годах я уча-ствовал в боях под Тихвином и что мне пришлось побы-вать и в составе 2-й ударной армии, он внезапно остано-вился — а до этого ходил взад-вперед — и спросил: «Зна-чит, знали «долину смерти»?» Я ответил, что несколько раз довелось пройти ее всю от Мясного Бора до деревни Ольховки, возглавляя отряд по доставке на лошадях снарядов и продуктов. Тогда болота растаяли, и ни ма¬шина, ни трактор не могли проехать. А когда 2-я ударная оказалась в окружении, мне, как начальнику разведки 23-го гвардейского артиллерийского полка 4-й гвардей¬ской стрелковой дивизии, трижды поручали разведать возможные пути вывода дивизии из окружения.
«Да, я тоже там был, командовал дивизией,— сказал генерал, сделав энергичный жест рукой.— Только я был уже к концу боевых действий 2-й ударной армии. Моя дивизия участвовала в расширении этой кишки, то есть «долины смерти», как ее там называли солдаты, чтобы к вам легче было доставлять боеприпасы, горючее, продук¬ты, фураж для лошадей… «Долина смерти» была настоя¬щим адом. Она простреливалась поперек всеми видами огня противника. Ширина ее в некоторых местах была не более 500 метров. Только благодаря густоте леса ее мож¬но было с трудом еще проходить».