Война как она есть стр.278
Вместо послесловия
С первых дней Великой Отечественной войны я вел ежедневные дневниковые записи о боевых делах одно¬полчан, обо всех тех, с кем связывала меня ратная судь¬ба на трудных дорогах войны.
Вначале эти заметки носили характер неотправлен¬ных писем жене, связь с которой внезапно оборвалась. Затем я решил не только записывать наблюдения и впе¬чатления о боевых делах, но и вести своеобразную лето¬пись подразделения, части, соединения. В этом видел свой долг перед товарищами по борьбе — и перед живыми, и, особенно, перед павшими в смертельном бою.
Писал чаще всего ночью, когда напряжение боев, как правило, спадало. Однако немало строк родилось непо-средственно под огнем врага.
Моим дневникам посчастливилось быть не убитыми: сохранилось все, до единого листка. А ведь им пришлось поплавать в реке Волхов, летели они в горящей штабной машине под откос у Матвеева кургана на Миусе, закапы¬вались в землю, когда их автор попадал в окружение.
Накал боевой обстановки и ее высокая динамичность, сложность условий и быстрая смена ситуаций — зача¬стую под огнем —• все это вынуждало делать записи иногда буквально в считанные секунды. Не было времени подбирать слова, искать форму изложения. Кроме того, до войны мне не пришлось читать или даже видеть дневники — здесь я действовал как сдмоучка. А потому не уверен, сумел ли глубоко схватить в своих заметках суть происходившего вокруг меня, описать богатство дуйТи нашего воина и его неповторимые в веках дела.
Когда велись дневниковые записи, я был рядовым командиром и, естественно, многого из стратегической обстановки на фронте не знал, да, возможно, мне и не